Трансфертное (трансферное) ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся на территориях с более низкими налогами, преференциями по налогам или применяющих специальные режимы налогообложения. Это наиболее простая и распространённая схема налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.
В соответствии со ст. 30-1 НК налоговые органы вправе контролировать цены по сделкам:
А) по реализации или приобретению недвижимого имущества, объектов долевого строительства, жилищных облигаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 30-1 НК).
Наличие или отсутствие взаимозависимости лиц в данных сделках не учитывается. Контроль осуществляется при условии отклонения цены сделки более чем на 20% от рыночной цены.
Сделки с объектами долевого строительства контролируются в части отклонении цены сделки более чем на 20% от рыночной цены на объекты недвижимости, идентичные (однородные) объекту долевого строительства (жилому и (или) нежилому помещению), в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций — жилого и (или) нежилого помещения.
Обратите внимание: независимая оценка недвижимого имущества, проведенная по инициативе организации, не признается подтверждением рыночной цены, т.к. в соответствии с законодательством такая оценка не является обязательной (ч. 5 п. 5 ст. 30-1 НК).
Налоговые органы сопоставляют цены сделки с рыночными на дату:
- отражения выручки от реализации (затрат по приобретению) — при реализации и приобретению недвижимого имущества (его части);
- дату передачи застройщиком дольщику объекта долевого строительства;
- дату передачи владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещения;
- дату передачи дольщику объекта долевого строительства
Б) по сделкам, когда сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 100000 бел.руб. без учета косвенных налогов (подп. 1.2 п. 1 ст. 30-1 НК), совершенных:
- с взаимозависимым лицом по внешнеторговой деятельности
- с резидентом оффшорной зоны
- с взаимозависимым лицом по внешнеторговой деятельности или с резидентом оффшорной зоны, совершенные при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок.
- с взаимозависимым лицом-резидентом (в том числе при посредничестве третьего лица), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка (а именно: взаимозависимое лицо-резидент относится к отдельным категориям налогоплательщиков: является резидентом СЭЗ или ПВТ; применяет особые режимы налогообложения (раздел VII НК) — УСН или единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях. Например, деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Декрета от 07.05.2012 N 6).
Совокупность сделок приравнивается к сделке с взаимозависимым лицом, не принимая во внимание наличие третьего лица, при условии, что это лицо (абз. 3 — 5 ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 30-1 НК):
— не является взаимозависимым;
— не выполняет в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций (за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом);
— не использует никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
В) если в течение налогового периода (года) сумма цены внешнеэкономических сделок с одним лицом превышает 1 млн бел. руб. (без учета косвенных налогов) (подп. 1.3 п. 1 ст. 30-1 НК):
— по реализации (приобретению) стратегических товаров по определенному Правительством перечню;
— по реализации и приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков (п. 2 ст. 64-1 НК).
Контроль ТЦО не распространяется:
— на сделки с физическими лицами-резидентами РБ (в том числе индивидуальными предпринимателями), поскольку физлица не признаются плательщиками налога на прибыль и соответственно, не освобождаются от него. Обратите внимание: именно с физическими лицами-резидентами РБ! Если белорусская организация продаст (купит товар, окажет услуги, выполнит работы) иностранному гражданину, являющемуся ее участником с долей 20% и более процентов, то сделка будет являться контролируемой, как сделка с взаимозависимым лицом по внешнеторговой деятельности. Причем в НК понятие внешнеторговой сделки распространяется не только на товары, но и на работы и услуги. В данных сделках будет распространяться лимит 100 000 руб.
— на банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом;
— операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
— сделки, в которых цена на товар (работу, услугу):
— регулируется законодательством Беларуси (в любой форме) и соответствует требованиям этого законодательства;
— применяется в соответствии с предписаниями антимонопольных органов;
— сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Беларуси о биржевой торговле;
— определена в ходе аукциона, проведенного в соответствии с законодательством Беларуси;
— определена оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности, когда для совершения сделки проведение оценки является обязательным в соответствии с законодательством Беларуси.
Корректировку налоговой базы в случае выявления отклонений от рыночных цен на 20%, налоговый орган производит путем применения:
1. метода сопоставимых рыночных цен;
2. метода цены последующей реализации;
3. затратного метода;
4. метода сопоставимой рентабельности;
5. метода распределения прибыли.
Метод сопоставимых рыночных цен предусматривает сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.
Если информация о сопоставимых рыночных ценах отсутствует, переходят по порядку к каждому из методов: 2-му, потом 3-ему, и т.д.