Обжалование решений налоговых органов. Порядок и сроки

Порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц регулируется главой 11 НК РБ.

Каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

Статья 86. Порядок обжалования
1. Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения).

2. Нормы статьи 86, а также статей 87 и 88 НК РБ (см. ниже) не распространяются на решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в административном процессе.

Статья 87. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа
1. Жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
2. Жалоба на действия (бездействие) должностного лица инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение тридцати календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
3. В случае несогласия с решением, вынесенным инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску в соответствии с пунктом 1 или частью второй пункта 2 настоящей статьи, жалоба может быть подана в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
4. Жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
5. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску может быть подана вышестоящему должностному лицу в течение тридцати календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску, жалоба может быть подана в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
6. Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, получившим такую жалобу.
7. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.
8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Статья 88. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа
1. Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения.

2. По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены, вправе:
оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
отменить решение полностью или частично;
отменить решение и назначить дополнительную проверку;
внести изменения в решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:

удовлетворить жалобу;
оставить жалобу без удовлетворения.
3. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы.