Верховный Суд разъяснил экономическим судам, как применять на практике пункт 4 статьи 33 НК РБ.
Предыстория…
С вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового Кодекса, в нём появилась статья 33, которая, пожалуй, хуже, чем Указ 488 о лжепредпринимательстве (в настоящее время отменен).
Пункт 4 этой статьи 33 фактически дает право контролирующим органам трактовать ту или иную хозяйственную операцию субъектов хозяйствования, как операцию, совершенную с основной целью — неуплаты (неполной уплаты) налога.
Например, самое простое и обычное: организация продала активы — основные средства б/у ниже остаточной стоимости или товары ниже цены приобретения. Согласно статье 33 пункту 4 налоговый инспектор вправе засомневаться в этой сделке и может квалифицировать такую операцию, как умышленное занижение выручки и «недополучение прибыли». Не важно даже кому проданы активы — взаимозависимому лицу или просто сторонней организации.
Или когда продажа товаров происходит транзитом (причем, также не в берем отношения между взаимозависимыми лицами). Просто есть продавец-посредник-покупатель. Посредник не нанимает транспорт, а у себя документально приходует и реализует товар конечному покупателю, имея свой процент.
И так далее…
Самое ужасное в этом, что контролирующим органам дано право при таких «подозрительных» обстоятельствах признать, что цель хозяйственной операции — уклонение от уплаты налогов и на этом основании корректировать налоговую базу, доначислять налоги и штрафы за неуплату налогов. Обжаловать же решения контролирующих органов плательщики могут в суде.
Еще «сюрприз» прописан в Законе Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З, которым была введена новая редакция НК.
В статье 4 пункта 15 Закона прописано «15. Пункты 4 и 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 года, распространяют свое действие на проводимые на момент вступления в силу настоящего Закона камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты». Поскольку срок проверок ограничен 5-ю предшествующими годами, то это означает обратную силу закона на 5 лет назад.
Например, если проверку назначат в 2019 году за 2015-2019 годы, то операции, которые совершались в 2015-2018 годы ИМНС тоже будет рассматривать с точки зрения деловой цели и, если что, — доначислит налоги и штрафы.
Итак, поскольку плательщики должны будут обращаться в суд для защиты своих прав, Верховный Суд для целей единообразного понимания и применения судами нормы пункта 4 статьи 33 НК РБ направил в экономические суды разъяснение от 25.04.2019 № 14-22/2839.
Подробнее о сути разъяснения ВС РБ и текстом этого разъяснения можно ознакомиться на сайте нашего партнера по бизнесу по этой ссылке.