Раздача ежедневников, ручек и других ТМЦ в рекламных целях и подарки парнерам

Подарки партнерам по бизнесуВопрос: может ли предприятие в целях поддержания взаимовыгодного сотрудничества со своими деловыми партнерами закупить, например, ежедневники,  наборы дорогих ручек, настольные наборы для письменных принадлежностей и т.п., и раздать их деловым партнерам в рекламных или представительских целях? Можно ли включить данные расходы в расходы для налога на прибыль? Не является ли эта передача объектом обложения НДС? 

Для ответа на данный вопрос обратимся к ст.2 Закона РБ от 10.05.2007 №225-З  «О рекламе» для определения само понятия рекламы.

«Реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке».

Исходя из понятия рекламы, к рекламным материалам можно отнести в первую очередь продукцию, товары, реализуемые организацией, которые предоставляются иным лицам безвозмездно в рамках проведения рекламных мероприятий. К слову сказать, это не обязательно раздача неопределенному кругу лиц. Получателями  могут быть и конкретные люди, поскольку в новой редакции Закона о Рекламе с 2013 года исключено условие раздачи только неопределенному кругу лиц (действующая редакция «реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке)

Возвращаясь к рекламным материалам: к таким материалам могут быть отнесены также и любые другие товарно-материальные ценности, которые удовлетворяют следующим условиям:

1) такие материалы несут информацию об организации либо реализуемых ею товарах, работах, услугах (например, ручки, ежедневники, блокноты с логотипом организации либо наименованием реализуемых этой организацией товаров);

2) эти материалы используются в целях, непосредственно связанных с распространением информации об организации и реализуемых ею товарах, работах, услугах.

Передача рекламных материалов должна быть предусмотрена организационными документами организации, обосновывающими проведение рекламного мероприятия (приказами, программами, сметами и т.д.).

Передача материалов не в целях рекламы (без обоснования проводимого рекламного мероприятия) может быть признана безвозмездной передачей (даже если это будут ежедневники, ручки, блокноты и т.д. с логотипом организации). А на сумму безвозмездной передачи, как известно,  начисляется НДС.

Если же ежедневники (с логотипом!) переданы не неопределенному круг лиц, а конкретным Иванову Петру Петровичу и Петрову Ивану Ивановичу, то от подоходного налога получение Ивановым  и Петровым ежедневников будет освобождаться на основании статьи 163.

 1. Освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы:

<…>

1.19. не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подпункте 1.10-1 настоящего пункта), получаемые от:

<…> иных организаций и индивидуальных предпринимателей, <…> в размере, не превышающем 122 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

Правда, сомнительно, что Иванов и Петров захотят расписаться в ведомости на получение подарков. Поэтому ежедневники с логотипом можно просто без указания конкретных получателей списать согласно приказу на рекламное мероприятие.

Хуже обстоят дела с подарками деловым партнерам… 

Например,  организация поздравляет с праздниками своих деловых партнеров, вручает им подарки. Это могут быть сувениры, кондитерские наборы, цветы, билеты на различные представления, сертификаты и др. (ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК).

Тут однозначно должна быть ведомость с подписью одаряемых в получении подарка. Эта ведомость будет служить основанием для списания на затраты для целей исчисления налога на прибыль. Но в этом нет ничего интересного, т.к. предприятие-даритель должно показать эту сумм в выручку как безвозмездную передачу, обложить НДС, вычеты по НДС также принять к вычету. Т.е. по сути получится ноль на выходе. Также нужно определить льготу по подоходному налогу и исчислить его, если подарок превышает 122 рубля на человека.

Как правило, удержать налог с подарков, врученных деловым партнерам, невозможно из-за отсутствия выплат, поэтому:

— либо получатели подарков вносят сумму налога в кассу или на расчетный счет организации;

— либо организация в 30-дневный срок направляет сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу в налоговый орган по месту жительства физлица, получившего подарок (ч. 1 п. 10 ст. 175ч. 2 п. 2ч. 1 п. 5 ст. 181 НК).

ВЫВОДЫ: 

  1. Если в рекламных целях раздавать подарки, то только неопределенному кругу лиц, или определенному но не более 122 рублей на лицо. Причем только на основании приказа на проведение рекламного мероприятия и с раздачей ТМЦ, которые несут информацию об организации-рекламодателе либо реализуемых ею товарах, работах, услугах (т.е. практически это ТМЦ с логотипами). Причем определенный круг лиц должен расписаться в получении рекламных материалов.
  2. Если дарить в честь какого-нибудь праздника подарки деловым партнерам, то только по ведомости, что само по себе нереально.

 

Исключение: 

Подарки деловым партнерам в виде цветов не облагаются подоходным налогом, но облагаются НДС. Хотя трудно представить букет цветов на 122 рубля. А вот стоимость подарочных сертификатов, наоборот, НДС не облагается, а подоходный сверх 122 рублей на подарочные сертификаты придется исчислить и … внести в кассу.

 

 

 

 

 

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *